Система уличного освещения разрабатывается и проектируется одновременно с разработкой проекта застройки или прокладки улиц. Это позволяет учесть необходимые факторы и действующие строительные нормы, после чего подобрать наиболее эффективное решение. Рассмотрим основные принципы, которые принимаются во внимание при выборе опор, светильников и ламп для уличного освещения.

Особенности устройства системы освещения

При выборе конкретного технического решения основным параметров является уровень освещенности поверхности. На него влияет мощность источников света, расстояние между столбами, тип дорожного покрытия и степень отражения им света. Кроме того, принимается во внимание ширина и конфигурация дороги, запыленность местности, окраска окружающих объектов.

2.jpg

При проектировании системы уличного освещения учитываются факторы, отраженные в текущем проекте, а также возможность развития и увеличения площади микрорайона на ближайшие 10 и более лет.

Для освещения могут использоваться несколько типов кронштейнов:

  • Однорядные или двухрядные – позволяют разместить соответственно один или два светильника на разной высоте и разном расстоянии от опоры
  • Односторонние или двухсторонние – с их помощью светильники размещаются с одной стороны или с двух сторон относительно опоры освещения

Помимо опор, источники света могут закрепляться над освещаемыми пространствами на гибких тросах.

Architectural lighting in the city. Bright lighting of buildings.jpg

Расстояние между соседними опорами рассчитывается в зависимости от назначения улицы и ее ширины:

  • Если от одной обочины до другой расстояние менее 12 метров, опоры ставятся с промежутками примерно 35 метров. При этом монтировать их можно только на одной стороне улицы
  • Если ширина дороги составляет 18 метров, опоры ставятся на таком же расстоянии, но светильники ставятся с двух сторон в шахматном порядке
  • Для трасс шириной более 32 метров используется прямоугольная двусторонняя схема размещения опор

Если автомобильная магистраль имеет разделительную полосу, можно устанавливать опоры на ней. При этом применяются двусторонние кронштейны, позволяющие на одной мачте разместить два прибора освещения

Пешеходные переходы требуют установки двух фонарей по обе стороны дороги. Другие объекты освещаются исходя из их назначения, интенсивности использования, общего архитектурного решения города или микрорайона.

Особенности освещения различных объектов

Согласно общему правилу в темное время суток освещение требуют все значимые зоны населенного пункта, где возможно скопление людей. Приборы делятся на функциональные и декоративные. В последнем случае используются опоры с красивым внешним видом, которые улучшают экстерьер парка, площади и т.п.

Для освещения автомобильных дорог используются светильники, обеспечивающие нужную яркость потока света в зависимости от интенсивности использования транспортной магистрали. Кроме того, при выборе светильников принимают во внимание количество людей, проходящих по улице, значимость конкретного района в городе.

Embankment along the river. _Evening. Sunset.jpg

Различают несколько категорий улиц:

  • Автомобильные дороги с большой интенсивностью движения, площадки перед объектами транспортной инфраструктуры, площади города.
  • Дороги районного значения, площадки в спальных районах, пространства перед спортивными и культурными сооружениями.
  • Улицы в спальных районах, бизнес-центры и промышленные зоны.
  • Улицы местного значения, переулки.
  • Дорожки для прогулок, проулки.

Интенсивность освещения изменяется от большей к меньшей в зависимости от расположения объекта в приведенном выше списке.