Освещение улиц в населенных пунктах строго регламентируется строительными нормами и санитарными правилами, действующими в нашей стране. Этими документами предусмотрены разные правила обустройства освещения транспортных магистралей и улиц в населенных пунктах.

Освещение автомобильных дорог

Нормы, регламентирующие правила обустройства освещения транспортных магистралей между населенными пунктами, закреплены в СНиП 23-05-95. Их соблюдение обеспечивает безопасность передвижения транспортных средств и пешеходов, соблюдение правил дорожного движения.

omg10.jpg

Согласно действующим нормам, при выборе светильников и ламп для них учитываются следующие факторы:

  • Интенсивность движения транспортных средств по дороге. В зависимости от этого критерия все автомобильные дороги делятся на автомагистрали, по которым ездит более 3 тыс. машин за час, магистрали с количеством машин от 1 до 3 тыс. в час и дороги, по которым ездит от 500 до 1 тыс. машин за час.
  • Максимальная скорость движения. В границах городов и поселков скорость движения ограничена правилами дорожного движения, поэтому они могут освещаться менее интенсивно. Приборы освещения на магистралях отличаются большей мощностью, чтобы водителям было удобнее придерживаться безопасной дистанции.
  • Значимость улицы. Некоторые объекты, например, центральные улицы, исторические участки, площади или места массового отдыха людей, освещаются более интенсивно, чем другие.

Для уличного освещения используются лампы и светильники, дающие световой поток от 4 до 20 лк. Дороги малой значимости, которыми пользуются только местные жители, требуют установки ламп с световым потоком до 6 лк, магистрали – до 15 лк, крупные автомобильные магистрали – до 20 лк. Если дороги разного значения пересекаются друг с другом, перекресток освещается лампами, которые соответствуют требованиям более значимого объекта.

В нормативных документах закреплены также яркость светового потока, который попадает на поверхность магистрали. Значение этого параметра колеблется от 0,2 до 1,6 Кд/м2. Максимально яркие лампы устанавливаются на улицах городов, менее яркие – на подъездах к значимым транспортным объектам.

omg11.jpeg

Освещение пешеходных зон

Освещение дорожек, улиц и площадей, предназначенных исключительно для передвижения пешеходов, освещаются согласно другим нормативам. В этом случае яркость и интенсивность освещения зависит не от количества перемещающихся по улице людей, а от значимости объекта, типа населенного пункта и других факторов.

Пешеходные зоны, размещенные вдоль центральных улиц города и дорог для движения автомобилей, освещаются световым потоком интенсивностью до 10 лк. Менее значимые объекты, например, переулки или улицы в районах с частной застройкой, могут совещаться с интенсивностью от 2 до 4 лк.

Яркие светильники устанавливаются в местах повышенной опасности. Например, на остановках общественного транспорта. Мощность светового потока в этом случае составляет 10 лк. Детские площадки, спортивные объекты и пешеходные тоннели могут освещаться светильниками с потоком до 100 лк.

omg12.jpeg

Освещение в сельской местности

В действующих нормативных документах есть отдельный раздел, регулирующий установку ламп уличного освещения в поселках и деревнях. За соблюдение этих норм отвечают органы местного самоуправления, которые несут ответственность в случае нарушения действующих НПА.

В небольших населенных пунктах допускается отсутствие освещения на некоторых малозначимых улицах, но общий процент освещенного пространства не должен быть ниже 80%.

Интенсивность светового потока для разных объектов такая:

  • Центральные улицы села и места скопления людей (магазины, остановки) – 4 лк.
  • Дополнительные улицы и поселковые дороги – 2 лк.