Решая вопрос торгового освещения, важно показать все в «правильном свете», учитывая не только специфику товара, но и концепцию торгового объекта.

В крупных торговых объектах, средняя норма освещенности создается за счет сочетания общего и направленного освещения. В небольших магазинах, основной акцент на направленное освещение, а общее создает только фон. Несмотря на это, и в данном случае, средний уровень освещенности соблюдается.

Уровни освещенности устанавливаются соответствующими нормативами. Нормативы различных стран имеют существенные различия. Допустимый норматив освещенности 300-400 лк, средний- 500-600 лк, витрины – около 1000 лк.

В торговых объектах общее освещение обеспечивается преимущественно за счет разрядных источников света – люминесцентных ламп, экономичных благодаря высокой светоотдаче. Дополнительное (местное) освещение выполняется люминесцентными лампами и лампами накаливания, в том числе, галогенными.

Товар, важной характеристикой которого является цвет, целесообразно подсвечивать светодиодными лампами, которые обладают максимальной цветопередачей – до 95Rа, в связи с чем, освещаемый такими лампами товар, выглядит очень естественно. Этот показатель очень важен и при продаже одежды. Для подсветки одежды можно использовать также коммерческие металлогалогенные лампы. При продаже натуральных меховых изделий защитное стекло светильника целесообразно дополнять светофильтром, поглощающим ультрафиолет. (качественные мгл лампы имеют встроенный UF фильтр).

1/6 2/6 3/6 4/6 5/6 6/6

Продукты питания также должны выглядеть естественно, поэтому целесообразно подсвечивать их светодиодными и металлогалогенными светильниками. Исключение, замороженные продукты питания и алкоголь. Для подсветки которых, используются лампы с холодной цветовой температурой – люминесцентные.

Торговые объекты, реализующие обувь, одежду должны обеспечивать норматив освещенности около 800-1000 лк в связи с тем, что обувь выполнена из материалов преимущественно темных тонов, а одежда к тому же еще и светопоглощающий товар. Высокий уровень освещенности необходимо поддерживать и в магазинах детской одежды и игрушек, а также в ювелирных магазинах. Однако, в ювелирных магазинах он достигается именно за счет дополнительного освещения, так как свет поглощается бархатом, на котором размещаются ювелирные изделия.

Чем теплее цвет товара, тем более теплым должен быть и цвет лампы, используемой для подсветки. Так галогенные лампы, наряду с отличной цветопередачей, дают еще и теплый белый цвет. Изделия светлых и белых тонов, бытовую технику, которая преимущественно выполнена в белом цвете, целесообразно подсвечивать люминесцентными лампами, обладающими низкой цветопередачей, которая в данном случае и не важна, а вот цветность этих ламп – холодный белый (дневной).

Источники местного (дополнительного) освещения необходимо размещать на достаточном расстоянии от объекта подсветки. Так, галогенные лампы должны быть расположены на расстоянии не менее 0,5 м от освещаемого товара, металлогалогенные лампы мощностью 70 Вт – не менее 0,8 м, а мощностью 150 Вт – не менее 1,0 м. Но даже соблюдение минимальной отдаленности, может привести к «выгоранию» и нагреву поверхности, поэтому необходимо периодически менять расположение товара.

Итогом экономической деятельности всех предприятий, в том числе и торговых объектов, является полученная прибыль. Поэтому, решая вопрос обеспечения светотехнических показателей, нельзя забывать об экономичности и эффективности используемых осветительных приборов, которые зависят от световой отдачи и срока службы ламп. Максимальный средний срок службы – до 15000 часов у люминесцентных и металлогалогенных ламп. У них также и самая высокая светоотдача – до 100 лм/Вт. У ламп накаливания самые низкие показатели: срок службы до 1000 часов, светоотдача – до 14 лм/Вт.