Общее освещение магазинов большой территории – это основной пласт, работа над которым занимает большую часть при проектировании. Общий уровень освещенности гипермаркетов должен быть не ниже 500 люкс. Однако существует такая закономерность: чем выше уровень освещенности, тем престижней смотрится внутреннее убранство торгового помещения в глазах посетителей. Поэтому для повышения статусности супермаркета или гипермаркета, стоит добиваться показателей в пределах от 700 до 1000 люкс.

Не менее важным показателем при устройстве общего освещения таких магазинной, является цветовая температура источника света. При освещении больших площадей распространено применение нейтрального белого цвета с температурой 4000К. Конечно, осветить в достаточной степени огромные территории довольно сложно, однако для решения этой проблемы разработаны оптимальные световые носители – люминесцентные лампы. Они не блещут высоким качеством воспроизводимого света (правда, от общего освещения магазинов большой площади и не требуется повышенного качества светоизлучения), но в то же время они способны создавать приемлемый уровень общей освещенности. При этом люминесцентные лампы потребляют минимальное количество электричества для своей корректной работы. Экономичность (световая отдача) составляет от 50 до 100 Лм/Вт.

1/5 2/5 3/5 4/5 5/5

Но одного лишь выбора подходящего источника света для общего освещения мало. Стоит подчеркнуть, что грамотное расположение светильников по всей территории магазина поможет избежать затрат на приобретение дополнительного светового оборудования. При установке осветительных приборов следует добиваться равномерного светораспределения на всей площади магазина. Поскольку супер- и гипермаркеты, за редким исключением, имеют высоко расположенную потолочную конструкцию, то предпочтительным вариантом станет использование подвесных светильников, в частности, растровых (модульных), имеющих одну точку питания. Модульные системы можно наращивать, а при необходимости, менять конфигурацию.

На территории гипермаркетов располагаются отделы с различной продукцией. Для того, чтобы привлечь покупателя и представить товар в лучшем виде, необходима акцентная подсветка, выполняемая источниками направленного света: прожекторами и поворотными светильниками. Продукция, главной характеристикой которой является цвет: фрукты, овощи, одежда, косметика, цветы, подсвечивается с применением в качестве источника света, галогенных и металлогалогенных ламп. При этом необходимо соблюдать определенное расстояние до освещаемого товара, так как эти лампы выделяют большое количество тепла. Привлекательный и качественный вид, подчеркивается правильным подбором цветовой температуры источника света, особенно это касается продуктов питания. Для подсветки кондитерских изделий (выпечка) желательна температура в диапазоне 2500 – 3000К, для замороженного мяса, рыбы – 4000-5000К. Подходящую цветовую температуру имеют натриевые, металлогалогенные и светодиодные лампы.

На этих пунктах особенности освещения магазинов с большой площадью не ограничиваются. Стоит также учитывать конструкционные особенности магазина и ряд иных факторов. Однако соблюдение хотя бы нескольких из указанных советов уже поможет существенно продвинуться магазину в борьбе за покупателей.