Освещение торгового объекта является очень важной частью общего дизайна. Искусственное освещение делится на несколько составляющих: общее, дополнительное, аварийное, дежурное. Говоря о дизайнерском освещении, преобладающим образом рассматривается исполнение общего и дополнительного освещения.

Благодаря общему освещению, можно зрительно изменить пропорции помещения. К примеру, если помещение имеет вытянутую форму, то увеличив освещенность дальней стороны зала, можно его значительно «укоротить». Встроенные потолочные или накладные светильники, сделают помещение выше, а подвесные светильники, ниже. Встраиваемые светильники предназначены для использования в помещениях с подвесными потолками.

Общее освещение не должно отвлекать посетителя от предлагаемого товара. Оно лишь создает комфортные условия для общего обзора. В настоящее время производители предлагают большое количество люминесцентных, галогенных, металлогалогенных светильников различных форм. Предпочтение отдается светильникам с люминесцентными лампами, так как они более долговечны, используют напряжение 220 Вольт, дают рассеянный свет. В данной группе наибольшее распространение получили растровые светильники с параболическим отражателем и модульные светильники. Форма растрового светильника обеспечивает его встраивание в решетчатые потолки или потолки из гипсокартона. Модульные светильники можно выстраивать в линию или придавать иную форму. Галогенным светильникам требуется напряжение 12 Вольт, то есть, необходим понижающий трансформатор.

1/7 2/7 3/7 4/7 5/7 6/7 7/7

Общее освещение, выполненное подвесными светильниками, в торговых объектах, предлагающих покупателям сувенирную продукцию, будет очень уместно, так как еще больше создаст атмосферу праздника. Подвесные светильники оригинальных геометрических форм, яркого цвета удачно впишутся в общий дизайн торговых объектов с бытовой техникой. Они станут ярким, оживляющим объектом на фоне преобладающего белого цвета. Уместно выполнить общее освещение трековыми подвесными светильниками на шинопроводе, в торговых объектах, предлагающих меховые изделия. Такие светильники еще больше подчеркнут значимость товара.

Неотъемлемой частью освещения торговых объектов, является дополнительное освещение. Оно призвано представить товар в лучшем свете. Одному позволить еще больше сверкать, другому стать еще мягче и теплее, а третьему – еще прозрачнее. Дополнительное освещение, в виде настенных светильников, зрительно «раздвинет» стены помещения. При использовании для общего освещения подвесных светильников, единую композицию дополнят, выполненные в таком же стиле, настенные бра. Они уместны в магазинах одежды, обуви, где подсветка товара должна находиться на достаточном расстоянии во избежание порчи товара. В ювелирном магазине, где требуется показать блеск и переливы изделий, подсветка должна расположиться над товаром, во избежание попадания бликов в глаза, быть почти незаметной. Это достигается использованием светодиодных светильников. В центре зала можно удачно расположить эксклюзивную люстру с энергосберегающими лампами, которая будет все же, как источник дополнительного, а не основного освещения, так как светового потока, идущего от нее, недостаточно для всего помещения.

Особое внимание в дизайне освещения необходимо уделить витрине или входу в торговый зал. Подсветка витрины располагается по контуру, ближе к стеклу и направлена внутрь. Такой эффект достигается за счет встроенных поворотных светильников или прожекторов. Освещение витрины должно быть ярче, чем общее освещение зала. Ее предназначение – привлекать посетителя в торговый объект. Витрина или вход в отдел, может быть оформлена светодиодными светильниками. Их цвет может быть выдержан в том же цвете, что, к примеру, подвесные светильники в торговом зале. Или в цвете, гармонирующем с назначением товара. Так объект, торгующий спортивным товаром, может иметь визитную карточку (вход, витрину), выполненную светодиодными лампами красного цвета, так как красный – это энергия, борьба, воля к победе.

В световом дизайне не допустим перебор. Не только потому, что это экономически нецелесообразно, но и может повлиять на покупателя негативно, создавая чувство усталости и рассеивания, а не концентрации внимания на покупке.