В торговых залах, примерочных комнатах и витринах освещение должно быть организовано таким образом, чтобы соответствовало регламенту СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение» Актуализированная редакция СНиП 23‐05‐95*.

Однако в современных реалиях нормы, указанные в данном документе, стали неактуальными, так как требования, предъявляемые к расчёту уровня освещённости, брались из СНиП 11‐4‐79, разработанном ещё в СССР в 1979 году. За 40 лет, прошедших с момента разработки данного стандарта, нормы, касающиеся уровня освещения торговых объектов, претерпели ряд серьёзных изменений:

  • Минимальное значение порога освещённости, актуальное для мебельных торговых залов, залов с размещёнными в них спортивными товарами, строительными материалами или игрушками увеличилось с 200 до 300 лк
  • В супермаркетах появились торговые залы, имеющие минимальный уровень освещения горизонтального типа Г‐0,8 500 лк

i193.png

Кроме того, за 40 лет произошли изменения и в ритейле, речь о которых пойдёт далее. Прежде всего изменениям подвергся магазинный формат: на момент выпуска документа, регламентирующего уровень освещения торговых точек, стрит ритейл представлял собой формат магазинов, расположенных у дома. На сегодняшний день особой популярностью пользуется формат крупных торговых центров. Такие торговые точки практически лишены естественного освещения.

Что касается витринных зон, они также претерпели серьёзные изменения. В Советском Союзе магазины функционировали с 9 утра до 6 вечера. Кроме того, большие витринные стёкла хорошо пропускали естественное освещение, поэтому оптимальный уровень искусственного освещения для торгового зала на тот момент времени варьировался в пределах от 1000 до 2000 лк. Также поменялась и непосредственно планировка торговых залов. В СССР актуальным было пристенное оформление торгового пространства, торговля велась из‐за прилавка, что также позволяло довольствоваться исключительно естественным освещением.

i194.jpeg

Таким образом, «слепое» следование устаревшим стандартам приведёт к такой проблеме, как недостаточное количество освещения. По нормативам в 1979 году приемлемый уровень яркости освещения равнялся диапазону от 300 до 500 лк. Исходя из особенностей торговых площадей того времени, данного значения было более чем достаточно. Однако современные торговые площади, освещённые подобным образом, будут неконкурентоспособными прежде всего из‐за того, что в сегодняшних реалиях между компаниями, брендами и торговыми фирмами идёт жёсткая борьба за внимание каждого покупателя.

Однако не стоит думать, что высокий уровень освещения торговой точки — это хорошо. Безусловно, товарная выкладка будет смотреться выигрышно при освещении в 2000 – 3000 лк, однако стоит учитывать окупаемость такой торговой точки, а также размер счетов за электроэнергию.

Увеличение яркости освещения в два, три и более раз приводит к увеличению количества используемых светильников и, как следствие, более крупные финансовые вложения в бизнес и увеличенный расход электрической энергии.

i195.png

Таким образом, оптимальный выход из ситуации заключается в индивидуальном подходе к организации освещения торговой точки. Так, «слепое» следование морально и технически устаревшим нормам приведёт к проигрышу конкуренции, а бездумное увеличение уровня освещённости – к большим финансовым затратам. Важно подобрать «золотую середину». Так, для среднеокупаемых средних по площади точек оптимальным будет освещение в 900 – 1300 лк, крупные точки могут освещаться на уровне от 1500 до 2000 лк, а небольшие от 500 до 800 лк соответственно. Также рекомендуется использовать энергоэффективные источники освещения, к примеру светодиодные лампы. Такие источники света прежде всего отличаются высоким эксплуатационным ресурсом, адаптированностью к регулярным интенсивным нагрузкам, а также обеспечением высокого качества свечения в течение всего эксплуатационного срока. Светодиодные лампы просты в установке, практически не выделяют тепла, не создают мерцания, вызывающего дискомфорт зрительных органов покупателя. Кроме того, светодиодные лампы оптимальны для создания различных цветовых сценариев, так как не искажают цветовую гамму, лампы могут иметь различные цветовые температуры от холодных до тёплых, что делает их универсальными для использования в торговых точках с различным ассортиментом.